Михаил Нефедов. Официальный сайт художника : : Nefedov Michael. Official artist's website

Геннадий Прокушев искусствовед,член С.Х.России. "Михаил Нефедов"

1024-02-08

 

 

 

Михаил
Кузьмич
НЕФЕДОВ

 


 

Живописец.

Родился 12 ноября 193б года в селе Семиозерка Татарской АССР. В 1960 — 19б4
годах учился в Казанском художественном училище(е, в 197б — окончил графичес-
кий факультет Алма-Атинского Государственного педагогического института
имени  Абая.

Член Союза художников России с 1983 года.

 


 

Михаил Нефедов в Йошкар-Олу при-ехал из Киргизии в 1974 году. Богатая крас-ками во все времена года марийская зем-ля освежила впечатления молодости. Ху-дожник понял, что тональная живопись, сложившаяся под жгучими лучами южно-го солнца, требует обновления, обогаще-ния цветовыми нюансами. Природа края дразнила сочностью бархатистых перехо-дов, чистотой и звоном красок. Колорис-тические находки наметились в первую очередь в этюдах и в жанре пейзажа. Пе-ред глазами был пример творчества Алек-сея Бутова и Бориса Пушкова, с которы-ми Михаил Нефедов сблизился и работал на этюдах. Успехи в живописи давались ценой огромного напряжения,

Росту мастерства способствовали творческие дачи. где наряду со штудиро-ванием обнаженной натуры под руковод-ством опытных мастеров велась работа над капитальными живописными полот-нами,

202


 

Выдержка и упорство, привычка рас-считывать на собственные силы и способ-ности помогли адаптироваться на новом месте. Нефедов выставлял картины на вернисажи "Край марийский", а в 1978 году решился на организацию персональ-ной выставки живописи. Во Дворце ХХХ-летия Победы экспонировалось 50 живо-писных полотен. Среди них пейзажи, пор-треты, натюрморты, сюжетные компози-ции. Художник предстал в них сложившим-ся мастером с широким кругозором и бо-гатой фантазией.

Байконур — Пржевальск

Картины, созданные в Казахстане и Киргизии, ошеломили меня. Это был иной мир. Природа, люди, быт — все привлека-ло глубиной проникновения в особенности природы Средней Азии. Живопись Нефе-дова оказалась для меня близка потому, что годы службы в армии я провел в Турк-мении и Алма-Ате. Я видел и чувствовал не только красоту пейзажей, но и правдивое, достоверное изображение природы,

 

поражался умению воспроизведения жар-кого климата: палящего солнца, резких теней, спасительной прохлады зелени и воды ("На бульваре", 1965; "Юрты в сте-пи" и "Весна в Ленинске", 1967; "В уще-лье Каракол" и"Хижина в горах", 1973).

Кто никогда не бывал в Средней Азии, тот вряд ли способен оценить несколько обесцвеченную пейзажную живопись ху-дожника. На южном солнце и в самом деле все приобретает блеклость, резкий свет изгоняет цветовые оттенки, обжигает кро-ны деревьев. сушит зелень. В горах в ран-ние утренние часы или перед закатом, на-оборот, цвет как оы сгущается, уплотня-ется, контрасты света и тени настолько сильны, а воздух прозрачен, что говорить о пленэрной живописи не приходится. За-печатленная в пейзажах Нефедова реаль-ность потрясает правдой и поэзией,

Работая художником в Доме офицеров Ленинска Казахской ССР, Михаил Нефе-дов мог наблюдать жизнь космодрома, встречался с обслуживающими его людь-ми, видел космонавтов. Так появился ове-янный романтикой портрет Валерия Бы-ковского ~1965). Раннее солнечное утро в портрете ассоциируется с многообещаю-щим началом космической эры. Залитые

 

 

 

 


 

светом бескрайние степи, бетонная гладь космодрома, яркий оранжевый костюм космонавта все призвано утвердить уве-ренность в успехе предстоящего полета. Добрая улыбка, серьезный, пристальный взгляд внимательных глаз Быковского на-поминают, что освоение космоса — не только торжество разума, но и огромная ответственность причастных к этому делу людей перед страной, перед всем чело-вечеством.

Байконур давал раздолье и для тема-тических картин, Откровением являются композиции "Тревога" (1966) и "Семья офицера" (1970). В них привлекательны не столько изображение военной и косм и чес-кой техники, что само по себе представ-ляет немалый интерес, сколько люди с человеческими страстями и сильными ха-рактерами. Триптих "В космос" ("До встречи, Земля!", 1966;"Пуск", 1967; "По-шла!", 1966) посвящен беспримерному подвигу космонавтов, их мужеству и ге-роизму. А также всем тем, кто обслужи-вал полеты. Триптих раскрывает сложно-сти освоения космического пространства. В поле зрения художника не только пре-одоление земного притяжения, но и психо-логия людей, сплетенная из личных отно-шений и гражданского долга. Все это чув-ствуешь перед полотнами живописца.

Зимой 1967 года семья Нефедовых пе-реехала в Пржевальск Киргизской ССР. За величественными грядами гор находилась сказочная Индия. Местоположение не-большого городка у подножия могучих гор. уходящих снежными вершинами в небо. располагало к философским размышлени-ям. Здесь человек, желает того или нет, остается наедине со Вселенной. Поража-ет широта тематики в творчестве Михаи-ла Нефедова, связанная с общечеловечес-кими этапами всемирной истории. Это требовало философского осмысления ма-териала, неординарного воплощения за-мысла, поиска необходимых композицион-

ных и живописно-пластических средств.

В картине "Homo Sapiens" (1969)ху-дожник обратился к детству рода челове-ческого. В центре оранжево-желтого дис-ка. похожего на восходящее солнце и од-новременно на проем пещеры, молодая пара. Юноша и девушка воспринимаются библейскими персонажами Адамом и Евой. познавшими любовь. В то же время они являются и представителями камен-ного века. Золотистый шар, охваченный сине-голубой спиралью, как бы раскручи-вается, высвечивает сцену охоты на ма-монта. определяет неумолимый бег вре-мени. Невелико еще освоенное человеком пространство, и, кажется. коричнево-си-ним взвихрениям не будет конца, как са-мой Вселенной... То далекое время сегод-няшним зрителям представляется в ро-мантическом свете.

Картина "Ожидание' (1970) стала пер-вой ласточкой в теме Великой Отечествен-ной войны. Она 'дышит" глубокой чело-вечностью, состраданием ко всем, кто по-терял родных и близких. Горьки и беско-нечны, как дым осеннего костра, думы одинокой, преждевременно состарившей-ся женщины. Но горит, разгорается ого-нек очага, отражается оранжевыми бли-ками на фигуре героини в ватной фуфай-ке, на застывшем в тяжелой думе лице. Этот теплый. живой пламень возрождает в душе матери надежду на завершение за-тянувшейся войны, Холст воскрешает ат-мосферу военного времени, обжигает серд-це накатившейся волной переживаний, пронизывает болью.

Данью уважения к прошлому киргизс-кого народа стала картина "Джеты-Огуз" (1973), в которой воплощена легенда о семи быках. Долго искал пропавших бы-ков старый пастух, устал и присел отдох-нуть у целебного источника. И тут совер-шилось чудо: на его глазах живые рыжие быки превратились в гряды красно-корич-невых гор. Это чудо старик воспринима-


ет с достоинством истинного аксакала. Поза пастуха, его облик, характер, одеж-да все подчеркивает национальное свое-образие. Звучные тона от желто-зеленого внизу до коричнево-красного вверху, белые и черные акценты придают полотну цве-товую напряженность. Это способствует переводу бытового сюжета в легендар-ный. Древнее сказание о семи быках пе-редается из поколения в поколение.

Тема современности

Михаил Нефедов обращался к темам и сюжетам, к которым лежит душа и тя-нется сердце. В его мастерской есть про-изведения. не котировавшиеся на престиж-ных выставках страны, не приобретавши-еся художественными музеями. В них вы-разился крик души, стремление воплотить свой эстетический идеал.

Так появились живописные полотна 'Клеопатра" 11975) и "Источник" 11978), В первом молодая женщина в белой

 

одежде сдержанно смотрит на зрителя. Она полна достоинства, целомудрия и неги. Кажется, все напасти, которые калечат судьбы современных женщин, не косну-лись ее, обошли стороной. Полные страс-ти голубые глаза способны осчастливить любого мужчину. Но она медлит... С фи-гуры переводишь взгляд на фон, и взору предстает великолепная древняя фреска. На сине-голубой стене, напоминающей бесконечность галактики, пластичные в красивейших движениях фигуры: коричне-вая - мужская и более светлая — женс-кая. Это Антоний и Клеопатра. Они сим-волизируют извечную связь мужчины и женщины и одновременно — первичность и новизну любви в судьбе каждого чело-века. Ведь только любовь по-настояще-му обновляет жизненные силы, окрыляет надеждами, удваивает возможности. Влюбленному и любимому человеку прак-тически доступно все... И потому совре-менная Клеопатра, изысканно грациозная и изящная, терпеливо ждет своего Анто-ния...

В полотне "Источник" золотисто-брон-зовая обнаженная женская фигура под се-ребристыми струями воды воспринимает-ся идеалом женской красоты. Как Клео-патра, как прародительница Ева, она на-


 

полнена жизненными соками, пленяет не-гой и страстью.

Тема труда в изобразительном искус-стве привлекает художников с древних вре-мен. Много сил отдал ей и Михаил Нефе-дов. Среди других полотен выделяется картина "Лен" (1979). В стройных, гибких фигурах девчат, в открытых лицах и доб-рых улыбках читаются застенчивость и непосредственность выражения чувств, общительность и душевная чуткость. Широта характеров девчат перекликает-ся с беспредельными просторами полей, богатством земли, привольем летнего дня. Лирическое по настроению живопис-ное полотно отмечено подлинной поэзией. Оторвавшись на минутку от утомитель-ного, однообразного труда, деревенская молодежь находит возможность радовать-ся красоте природы, теплу лета, пению жаворонков. Короткая передышка позво-ляет переброситься шуткой, разогнуть спину и немного расслабиться, чтобы в следующий момент вновь включиться в работу. Картина дышит искренностью и уважением к труженикам села.

 

 

С середины семидесятых годов, в свя-зи с празднованием 35- и 40-летия Побе-ды в Великой Отечественной войне, в ис-кусства популярными стали темы проти-востояния фашизму, борьбы и Победы. Не избежал этого и Михаил Нефедов. Он написал большое живописное полотно "Возвращение" (1977) и небольшую жан-ровую картину "Правда" (1982).

С монументальной по форме картиной "Возвращение" были связаны немалые на-дежды художника на успех. Живописец работал долго и напряженно. Он нашел ин-тересный типаж, выбрал кульминацию в сюжете, хорошо скомпоновал сцену. Мы видим. как у солдата на коленях появился баян, полилась веселая мелодия и на па-лубе баржи, идущей по большой реке, воз-ник импровизированный концерт. В круг врывается молодая девушка в цветастом ситцевом платьице и всех увлекает стремительным, темпераментным танцем. В полотне продумано композиционное и ко-лористическое решение. Белое платье танцующей девушки и белый платок. раз-вевающийся в ее руке, уравновешены бе-лой рубашкой баяниста. Белый цвет пере-ходит в пену волн за кормой и в ватные клубы облаков, оттеняет и усиливает го-лубизну майского неба. Белый цвет здесь символизирует торжество мира, добыто-го ценой невероятных жертв в многолет-ней борьбе. Зритель обращает внимание на улыбающуюся девушку, слегка при-крывшую глаза, переводит взгляд на бая-ниста, потом на девушку в военной форме с медалями на г гимнастерке и вновь воз-вращается к танцовщице. Композиция. сю-жет, колорит направлены на осмысление содержания. на его эмоциональное пере-живание.

Совсем недавно отзвучали залпы салю-та Победы. И вот едут домой первые фронтовики. Встреча с ними гражданских лиц вызывает прилив радости, обостряет чувство благодарности за совершенный ими подвиг.

Однако так случилось, что дальше ме-стных выставок картина не пошла. На то оказались объективные причины. Во-пер-вых, в Российской Федерации вступало в пору расцвета молодое поколение живо-писцев, принесших в искусство новую жи-вописную поэтику, камерные размеры и лессировочное письмо. Во-вторых. жанро-вая по характеру сцена "Возвращения' требовала камерной трактовки. И будь холст поменьше (его размеры 297 х 197 см), вероятно, картина зазвучала бы ина-че. Но неудачной картину назвать нельзя. Она многопланова по содержанию. Взгля-ните, с каким упоением, словно древнегре-ческая вакханка, пляшет молодая девуш-ка, радуя своим танцем окружающих. А музыкант задумался. На душе у него не-спокойно. Сдержанно строга и девушка-фронтовичка. Сколько потерь, какой це-ной далась Победа?! А что всех их ждет впереди? Как начать жизнь заново, прак-тически с нуля? Мы знаем, что не просто было фронтовикам вступать в мирную

жизнь. Волнение и раздумья героев пере-даются зрителю.

Иное решение нашел художник в кар-тине "Правда". Здесь он отказался от крупного формата, и жанровая композиция приобрела интимный характер. Мы ви-дим, как стремительно развертываются события. Жители небольшого городка еще не отошли от последнего боя, от встречи с советскими танкистами, а на середину площади уже влетела полуторка, привез-ла свежие газеты. Седые старики и пожи-лые женщины ринулись к грузовику. Одни с нетерпением тянут руки, чтобы получить газету, другие, развернув "Правду", улы-баются. обмениваются своими соображе-ниями. Образы горожан решены психоло-гически разнообразно. Их поведение убеждает, что вести с фронта были так же необходимы, как хлеб насущный, а может быть, и еще нужней. Приобщаясь к голосу "Правды', они стремятся очис-тить свои души от скверны и мерзости ок-купации, Тут мы видим старых рабочих, домохозяек, представителей интеллиген-ции, а также тех, для кого приход Советс-кой Армии особой радости не сулит. Ухо-дит, боязливо оглядываясь, молодой муж-чина, вероятно, служивший фашистам или хваливший их "новый порядок". А у каби-ны полуторки двое старцев что-то настой-чиво выспрашивают у совсем молодень-кого шофера. Вот уже образовались две группы — у театра и у остановившихся танков.

Встреча с воинами передана трога-тельно и убедительно. Запоминаются по-жилой доброжелательный солдат, воен-ный корреспондент в очках и девушка в красноармейской форме. Они раздают газеты с кузова грузовика. Человеческим достоинством, убежденностью в скорой Победе воины еще отчетливее подчерки-вают душевное состояние тех, кто пере-жил ужас фашистской неволи. Воссозда-нию атмосферы жизни освобожденного городка способствует тонкая серебристо-голубая цветовая гамма с всплесками зе-леноватых, коричневых, черных пятен. Ко-лорит определяет и время войны, и ран-


 

ний рассвет, и радость освобождения, не-
сущего с собой обновление и надежду на
будущее.

Образ природы

В живописи художника особую цен-ность представляют этюды. В них пере-дано состояние природы, они привлекают красотой и звучностью цвета, богатством красок, искренностью и поэзией. Этюды свидетельствуют, что Михаил Нефедов обладает точным глазом, чувствует состо-яние природы, умеет воспроизвести ее жи-вописными средствами. Законченные, со-лидные пейзажи появляются когда, как при встрече с исключительным человеком, увиденный мотив останавливает новизной, захватывает ум и сердце. Пейзажам при-суща жизненность, динамика, глубина фи-лософского осмысления явлений природы.

Художник подмечает поэзию в привыч-ных, обыденных мотивах. Так повседнев

ная работа на этюдах в полотне "Акаде-мическая дача" (1975) получила романти-ческую окраску. Фигурки художников с этюдниками, точно сказочные гномы, раз-местились вокруг запряженной в сани си-вой кобылы. Динамичные позы и загадоч-ные жесты на глазах оживают. и живопис-цы, увязшие в глубоком снегу вместе с этюдниками, начинают вокруг лошади див-ный танец. И кажется, что поляна превра-тилась в гигантскую карусель, набирает ход и ее движение невозможно остановить. Могучие стволы сосен с плотными кро-нами и занесенный снегом малиновый те-ремок дачи усиливают динамику кругово-го движения, привлекают внимание к ху-дожникам, очень разными по темперамен-ту и характеру. Сопоставление неказис-тых, копошащихся человечков с велича-выми соснами невольно приводит к мыс-ли о могуществе природы, которая не все-гда бывает такой спокойной и приветли-вой. Примером тому служит пейзаж "Ос-тровок" (1977).

Здесь густые свинцовые волны, мед-ленно раскачиваясь, все втягивают в ги-гантский водоворот. И островок, с плотно приникшими друг к другу лиственными и хвойными деревьями, и беспечную белую чайку, и небо с лохматыми. растрепанны-ми ветром облаками. Осознаешь. что мо-гучая водная зыбь способна захватить не только островок, но и пологий берег с кус-тарником и соединиться с безбрежной сти-хией неба, Качка все усиливается. Вяз-кие фиолетово-синие волны дышат холо-дом, а белые барашки предвещают пред-стоящие морозы. В пейзаже поражает нео-бузданность природных сил. грандиоз-ность и могущество мироздания, Состоя-ние холодной ветреной осени передано убедительно и психологически веско. Кар-тина вызывает сильные ассоциации.

В борьбе человека с природой нередко проявляется и могущество человека, его разум. Вот безграничные пространства Сибири прорезала широкая бетонная трас-са. По ней безудержно мчатся многотон-ные грузовики. Это «Дорога на Самотлор» (1980). В композиции и цветовой гамме "слышится" восторженная песня просто-рам страны, чистоте и свежести воздуха. Небольшой пейзаж впечатляет эпической мощью сибирской земли, размахом чело-веческого труда.

Закончить разговор о пейзаже хочется на лирической ноте. У художника немало свежих и сочных в цвете пейзажей. В них солнце несет земле тепло и негу, дает жизнь деревьям и кустарникам, цветам и

травам. Негу и благодать испытывают и крестьяне, работающие на сенокосе («Пол-день", 1985). В пейзаже уловлено состояние полуденной жары, когда все в природе замирает: не движется воздух, не колышутся травы. Тепло несет людям радость и умиротворение. Но и здесь мы чувству-ем безграничную власть природы.

 

 

 

Вернуться к списку статей