Геннадий Прокушев искусствовед,член С.Х.России. "Михаил Нефедов"
1024-02-08
|
Михаил
Кузьмич
НЕФЕДОВ
Живописец.
Родился 12 ноября 193б года в селе Семиозерка Татарской АССР. В 1960 — 19б4
годах учился в Казанском художественном училище(е, в 197б — окончил графичес-
кий факультет Алма-Атинского Государственного педагогического института
имени Абая.
Член Союза художников России с 1983 года.
Михаил Нефедов в Йошкар-Олу при-ехал из Киргизии в 1974 году. Богатая крас-ками во все времена года марийская зем-ля освежила впечатления молодости. Ху-дожник понял, что тональная живопись, сложившаяся под жгучими лучами южно-го солнца, требует обновления, обогаще-ния цветовыми нюансами. Природа края дразнила сочностью бархатистых перехо-дов, чистотой и звоном красок. Колорис-тические находки наметились в первую очередь в этюдах и в жанре пейзажа. Пе-ред глазами был пример творчества Алек-сея Бутова и Бориса Пушкова, с которы-ми Михаил Нефедов сблизился и работал на этюдах. Успехи в живописи давались ценой огромного напряжения,
Росту мастерства способствовали творческие дачи. где наряду со штудиро-ванием обнаженной натуры под руковод-ством опытных мастеров велась работа над капитальными живописными полот-нами,
202
Выдержка и упорство, привычка рас-считывать на собственные силы и способ-ности помогли адаптироваться на новом месте. Нефедов выставлял картины на вернисажи "Край марийский", а в 1978 году решился на организацию персональ-ной выставки живописи. Во Дворце ХХХ-летия Победы экспонировалось 50 живо-писных полотен. Среди них пейзажи, пор-треты, натюрморты, сюжетные компози-ции. Художник предстал в них сложившим-ся мастером с широким кругозором и бо-гатой фантазией.
Байконур — Пржевальск
Картины, созданные в Казахстане и Киргизии, ошеломили меня. Это был иной мир. Природа, люди, быт — все привлека-ло глубиной проникновения в особенности природы Средней Азии. Живопись Нефе-дова оказалась для меня близка потому, что годы службы в армии я провел в Турк-мении и Алма-Ате. Я видел и чувствовал не только красоту пейзажей, но и правдивое, достоверное изображение природы,
поражался умению воспроизведения жар-кого климата: палящего солнца, резких теней, спасительной прохлады зелени и воды ("На бульваре", 1965; "Юрты в сте-пи" и "Весна в Ленинске", 1967; "В уще-лье Каракол" и"Хижина в горах", 1973).
Кто никогда не бывал в Средней Азии, тот вряд ли способен оценить несколько обесцвеченную пейзажную живопись ху-дожника. На южном солнце и в самом деле все приобретает блеклость, резкий свет изгоняет цветовые оттенки, обжигает кро-ны деревьев. сушит зелень. В горах в ран-ние утренние часы или перед закатом, на-оборот, цвет как оы сгущается, уплотня-ется, контрасты света и тени настолько сильны, а воздух прозрачен, что говорить о пленэрной живописи не приходится. За-печатленная в пейзажах Нефедова реаль-ность потрясает правдой и поэзией,
Работая художником в Доме офицеров Ленинска Казахской ССР, Михаил Нефе-дов мог наблюдать жизнь космодрома, встречался с обслуживающими его людь-ми, видел космонавтов. Так появился ове-янный романтикой портрет Валерия Бы-ковского ~1965). Раннее солнечное утро в портрете ассоциируется с многообещаю-щим началом космической эры. Залитые
|
светом бескрайние степи, бетонная гладь космодрома, яркий оранжевый костюм космонавта все призвано утвердить уве-ренность в успехе предстоящего полета. Добрая улыбка, серьезный, пристальный взгляд внимательных глаз Быковского на-поминают, что освоение космоса — не только торжество разума, но и огромная ответственность причастных к этому делу людей перед страной, перед всем чело-вечеством.
Байконур давал раздолье и для тема-тических картин, Откровением являются композиции "Тревога" (1966) и "Семья офицера" (1970). В них привлекательны не столько изображение военной и косм и чес-кой техники, что само по себе представ-ляет немалый интерес, сколько люди с человеческими страстями и сильными ха-рактерами. Триптих "В космос" ("До встречи, Земля!", 1966;"Пуск", 1967; "По-шла!", 1966) посвящен беспримерному подвигу космонавтов, их мужеству и ге-роизму. А также всем тем, кто обслужи-вал полеты. Триптих раскрывает сложно-сти освоения космического пространства. В поле зрения художника не только пре-одоление земного притяжения, но и психо-логия людей, сплетенная из личных отно-шений и гражданского долга. Все это чув-ствуешь перед полотнами живописца.
Зимой 1967 года семья Нефедовых пе-реехала в Пржевальск Киргизской ССР. За величественными грядами гор находилась сказочная Индия. Местоположение не-большого городка у подножия могучих гор. уходящих снежными вершинами в небо. располагало к философским размышлени-ям. Здесь человек, желает того или нет, остается наедине со Вселенной. Поража-ет широта тематики в творчестве Михаи-ла Нефедова, связанная с общечеловечес-кими этапами всемирной истории. Это требовало философского осмысления ма-териала, неординарного воплощения за-мысла, поиска необходимых композицион-
ных и живописно-пластических средств.
В картине "Homo Sapiens" (1969)ху дожник обратился к детству рода челове ческого. В центре оранжево-желтого дис ка. похожего на восходящее солнце и од новременно на проем пещеры, молодая пара. Юноша и девушка воспринимаются библейскими персонажами Адамом и Евой. познавшими любовь. В то же время они являются и представителями камен ного века. Золотистый шар, охваченный сине-голубой спиралью, как бы раскручи вается, высвечивает сцену охоты на ма монта. определяет неумолимый бег вре мени. Невелико еще освоенное человеком пространство, и, кажется. коричнево-си ним взвихрениям не будет конца, как са мой Вселенной... То далекое время сегод няшним зрителям представляется в ро мантическом свете.
Картина "Ожидание' (1970) стала пер вой ласточкой в теме Великой Отечествен ной войны. Она 'дышит" глубокой чело вечностью, состраданием ко всем, кто по терял родных и близких. Горьки и беско нечны, как дым осеннего костра, думы одинокой, преждевременно состарившей ся женщины. Но горит, разгорается ого нек очага, отражается оранжевыми бли ками на фигуре героини в ватной фуфай ке, на застывшем в тяжелой думе лице. Этот теплый. живой пламень возрождает в душе матери надежду на завершение за тянувшейся войны, Холст воскрешает ат мосферу военного времени, обжигает серд це накатившейся волной переживаний, пронизывает болью.
Данью уважения к прошлому киргизс кого народа стала картина "Джеты-Огуз" (1973), в которой воплощена легенда о семи быках. Долго искал пропавших бы ков старый пастух, устал и присел отдох нуть у целебного источника. И тут совер шилось чудо: на его глазах живые рыжие быки превратились в гряды красно-корич невых гор. Это чудо старик воспринима-
ет с достоинством истинного аксакала. Поза пастуха, его облик, характер, одеж да все подчеркивает национальное свое образие. Звучные тона от желто-зеленого внизу до коричнево-красного вверху, белые и черные акценты придают полотну цве товую напряженность. Это способствует переводу бытового сюжета в легендар ный. Древнее сказание о семи быках пе редается из поколения в поколение.
Тема современности
Михаил Нефедов обращался к темам и сюжетам, к которым лежит душа и тя нется сердце. В его мастерской есть про изведения. не котировавшиеся на престиж ных выставках страны, не приобретавши еся художественными музеями. В них вы разился крик души, стремление воплотить свой эстетический идеал.
Так появились живописные полотна 'Клеопатра" 11975) и "Источник" 11978), В первом молодая женщина в белой
В полотне "Источник" золотисто-брон зовая обнаженная женская фигура под се ребристыми струями воды воспринимает ся идеалом женской красоты. Как Клео патра, как прародительница Ева, она на-
полнена жизненными соками, пленяет не гой и страстью. Тема труда в изобразительном искус стве привлекает художников с древних вре мен. Много сил отдал ей и Михаил Нефе дов. Среди других полотен выделяется картина "Лен" (1979). В стройных, гибких фигурах девчат, в открытых лицах и доб рых улыбках читаются застенчивость и непосредственность выражения чувств, общительность и душевная чуткость. Широта характеров девчат перекликает ся с беспредельными просторами полей, богатством земли, привольем летнего дня. Лирическое по настроению живопис ное полотно отмечено подлинной поэзией. Оторвавшись на минутку от утомитель ного, однообразного труда, деревенская молодежь находит возможность радовать ся красоте природы, теплу лета, пению жаворонков. Короткая передышка позво ляет переброситься шуткой, разогнуть спину и немного расслабиться, чтобы в следующий момент вновь включиться в работу. Картина дышит искренностью и уважением к труженикам села.
С середины семидесятых годов, в свя зи с празднованием 35- и 40-летия Побе ды в Великой Отечественной войне, в ис кусства популярными стали темы проти востояния фашизму, борьбы и Победы. Не избежал этого и Михаил Нефедов. Он написал большое живописное полотно "Возвращение" (1977) и небольшую жан ровую картину "Правда" (1982).
С монументальной по форме картиной "Возвращение" были связаны немалые на дежды художника на успех. Живописец работал долго и напряженно. Он нашел ин тересный типаж, выбрал кульминацию в сюжете, хорошо скомпоновал сцену. Мы видим. как у солдата на коленях появился баян, полилась веселая мелодия и на па лубе баржи, идущей по большой реке, воз ник импровизированный концерт. В круг врывается молодая девушка в цветастом ситцевом платьице и всех увлекает стремительным, темпераментным танцем. В полотне продумано композиционное и ко лористическое решение. Белое платье танцующей девушки и белый платок. раз вевающийся в ее руке, уравновешены бе лой рубашкой баяниста. Белый цвет пере ходит в пену волн за кормой и в ватные клубы облаков, оттеняет и усиливает го лубизну майского неба. Белый цвет здесь символизирует торжество мира, добыто го ценой невероятных жертв в многолет ней борьбе. Зритель обращает внимание на улыбающуюся девушку, слегка при крывшую глаза, переводит взгляд на бая ниста, потом на девушку в военной форме с медалями на г гимнастерке и вновь воз вращается к танцовщице. Композиция. сю жет, колорит направлены на осмысление содержания. на его эмоциональное пере живание.
Совсем недавно отзвучали залпы салю та Победы. И вот едут домой первые фронтовики. Встреча с ними гражданских лиц вызывает прилив радости, обостряет чувство благодарности за совершенный ими подвиг. Однако так случилось, что дальше ме стных выставок картина не пошла. На то оказались объективные причины. Во-пер вых, в Российской Федерации вступало в пору расцвета молодое поколение живо писцев, принесших в искусство новую жи вописную поэтику, камерные размеры и лессировочное письмо. Во-вторых. жанро вая по характеру сцена "Возвращения' требовала камерной трактовки. И будь холст поменьше (его размеры 297 х 197 см), вероятно, картина зазвучала бы ина че. Но неудачной картину назвать нельзя. Она многопланова по содержанию. Взгля ните, с каким упоением, словно древнегре ческая вакханка, пляшет молодая девуш ка, радуя своим танцем окружающих. А музыкант задумался. На душе у него не спокойно. Сдержанно строга и девушка-фронтовичка. Сколько потерь, какой це ной далась Победа?! А что всех их ждет впереди? Как начать жизнь заново, прак тически с нуля? Мы знаем, что не просто было фронтовикам вступать в мирную
жизнь. Волнение и раздумья героев пере даются зрителю.
Иное решение нашел художник в кар тине "Правда". Здесь он отказался от крупного формата, и жанровая композиция приобрела интимный характер. Мы ви дим, как стремительно развертываются события. Жители небольшого городка еще не отошли от последнего боя, от встречи с советскими танкистами, а на середину площади уже влетела полуторка, привез ла свежие газеты. Седые старики и пожи лые женщины ринулись к грузовику. Одни с нетерпением тянут руки, чтобы получить газету, другие, развернув "Правду", улы баются. обмениваются своими соображе ниями. Образы горожан решены психоло гически разнообразно. Их поведение убеждает, что вести с фронта были так же необходимы, как хлеб насущный, а может быть, и еще нужней. Приобщаясь к голосу "Правды', они стремятся очис тить свои души от скверны и мерзости ок купации, Тут мы видим старых рабочих, домохозяек, представителей интеллиген ции, а также тех, для кого приход Советс кой Армии особой радости не сулит. Ухо дит, боязливо оглядываясь, молодой муж чина, вероятно, служивший фашистам или хваливший их "новый порядок". А у каби ны полуторки двое старцев что-то настой чиво выспрашивают у совсем молодень кого шофера. Вот уже образовались две группы — у театра и у остановившихся танков.
Встреча с воинами передана трога тельно и убедительно. Запоминаются по жилой доброжелательный солдат, воен ный корреспондент в очках и девушка в красноармейской форме. Они раздают газеты с кузова грузовика. Человеческим достоинством, убежденностью в скорой Победе воины еще отчетливее подчерки вают душевное состояние тех, кто пере жил ужас фашистской неволи. Воссозда нию атмосферы жизни освобожденного городка способствует тонкая серебристо-голубая цветовая гамма с всплесками зе леноватых, коричневых, черных пятен. Ко лорит определяет и время войны, и ран-
ний рассвет, и радость освобождения, не-
Образ природы
В живописи художника особую цен ность представляют этюды. В них пере дано состояние природы, они привлекают красотой и звучностью цвета, богатством красок, искренностью и поэзией. Этюды свидетельствуют, что Михаил Нефедов обладает точным глазом, чувствует состо яние природы, умеет воспроизвести ее жи вописными средствами. Законченные, со лидные пейзажи появляются когда, как при встрече с исключительным человеком, увиденный мотив останавливает новизной, захватывает ум и сердце. Пейзажам при суща жизненность, динамика, глубина фи лософского осмысления явлений природы. Художник подмечает поэзию в привыч ных, обыденных мотивах. Так повседнев
ная работа на этюдах в полотне "Акаде мическая дача" (1975) получила романти ческую окраску. Фигурки художников с этюдниками, точно сказочные гномы, раз местились вокруг запряженной в сани си вой кобылы. Динамичные позы и загадоч ные жесты на глазах оживают. и живопис цы, увязшие в глубоком снегу вместе с этюдниками, начинают вокруг лошади див ный танец. И кажется, что поляна превра тилась в гигантскую карусель, набирает ход и ее движение невозможно остановить. Могучие стволы сосен с плотными кро нами и занесенный снегом малиновый те ремок дачи усиливают динамику кругово го движения, привлекают внимание к ху дожникам, очень разными по темперамен ту и характеру. Сопоставление неказис тых, копошащихся человечков с велича выми соснами невольно приводит к мыс ли о могуществе природы, которая не все гда бывает такой спокойной и приветли вой. Примером тому служит пейзаж "Ос тровок" (1977).
Здесь густые свинцовые волны, мед ленно раскачиваясь, все втягивают в ги гантский водоворот. И островок, с плотно приникшими друг к другу лиственными и хвойными деревьями, и беспечную белую чайку, и небо с лохматыми. растрепанны ми ветром облаками. Осознаешь. что мо гучая водная зыбь способна захватить не только островок, но и пологий берег с кус тарником и соединиться с безбрежной сти хией неба, Качка все усиливается. Вяз кие фиолетово-синие волны дышат холо дом, а белые барашки предвещают пред стоящие морозы. В пейзаже поражает нео бузданность природных сил. грандиоз ность и могущество мироздания, Состоя ние холодной ветреной осени передано убедительно и психологически веско. Кар тина вызывает сильные ассоциации.
В борьбе человека с природой нередко проявляется и могущество человека, его разум. Вот безграничные пространства Сибири прорезала широкая бетонная трас са. По ней безудержно мчатся многотон ные грузовики. Это «Дорога на Самотлор» (1980). В композиции и цветовой гамме "слышится" восторженная песня просто рам страны, чистоте и свежести воздуха. Небольшой пейзаж впечатляет эпической мощью сибирской земли, размахом чело веческого труда. Закончить разговор о пейзаже хочется на лирической ноте. У художника немало свежих и сочных в цвете пейзажей. В них солнце несет земле тепло и негу, дает жизнь деревьям и кустарникам, цветам и
травам. Негу и благодать испытывают и крестьяне, работающие на сенокосе («Пол день", 1985). В пейзаже уловлено состояние полуденной жары, когда все в природе замирает: не движется воздух, не колышутся травы. Тепло несет людям радость и умиротворение. Но и здесь мы чувству ем безграничную власть природы.
|