Геннадий Прокушев искусствовед,член С.Х.России. "Михаил Нефедов"
1024-02-08
|
|
Михаил
Кузьмич
НЕФЕДОВ
Живописец.
Родился 12 ноября 193б года в селе Семиозерка Татарской АССР. В 1960 — 19б4
годах учился в Казанском художественном училище(е, в 197б — окончил графичес-
кий факультет Алма-Атинского Государственного педагогического института
имени Абая.
Член Союза художников России с 1983 года.
Михаил Нефедов в Йошкар-Олу при-ехал из Киргизии в 1974 году. Богатая крас-ками во все времена года марийская зем-ля освежила впечатления молодости. Ху-дожник понял, что тональная живопись, сложившаяся под жгучими лучами южно-го солнца, требует обновления, обогаще-ния цветовыми нюансами. Природа края дразнила сочностью бархатистых перехо-дов, чистотой и звоном красок. Колорис-тические находки наметились в первую очередь в этюдах и в жанре пейзажа. Пе-ред глазами был пример творчества Алек-сея Бутова и Бориса Пушкова, с которы-ми Михаил Нефедов сблизился и работал на этюдах. Успехи в живописи давались ценой огромного напряжения,
Росту мастерства способствовали творческие дачи. где наряду со штудиро-ванием обнаженной натуры под руковод-ством опытных мастеров велась работа над капитальными живописными полот-нами,
202
Выдержка и упорство, привычка рас-считывать на собственные силы и способ-ности помогли адаптироваться на новом месте. Нефедов выставлял картины на вернисажи "Край марийский", а в 1978 году решился на организацию персональ-ной выставки живописи. Во Дворце ХХХ-летия Победы экспонировалось 50 живо-писных полотен. Среди них пейзажи, пор-треты, натюрморты, сюжетные компози-ции. Художник предстал в них сложившим-ся мастером с широким кругозором и бо-гатой фантазией.
Байконур — Пржевальск
Картины, созданные в Казахстане и Киргизии, ошеломили меня. Это был иной мир. Природа, люди, быт — все привлека-ло глубиной проникновения в особенности природы Средней Азии. Живопись Нефе-дова оказалась для меня близка потому, что годы службы в армии я провел в Турк-мении и Алма-Ате. Я видел и чувствовал не только красоту пейзажей, но и правдивое, достоверное изображение природы,
поражался умению воспроизведения жар-кого климата: палящего солнца, резких теней, спасительной прохлады зелени и воды ("На бульваре", 1965; "Юрты в сте-пи" и "Весна в Ленинске", 1967; "В уще-лье Каракол" и"Хижина в горах", 1973).
Кто никогда не бывал в Средней Азии, тот вряд ли способен оценить несколько обесцвеченную пейзажную живопись ху-дожника. На южном солнце и в самом деле все приобретает блеклость, резкий свет изгоняет цветовые оттенки, обжигает кро-ны деревьев. сушит зелень. В горах в ран-ние утренние часы или перед закатом, на-оборот, цвет как оы сгущается, уплотня-ется, контрасты света и тени настолько сильны, а воздух прозрачен, что говорить о пленэрной живописи не приходится. За-печатленная в пейзажах Нефедова реаль-ность потрясает правдой и поэзией,
Работая художником в Доме офицеров Ленинска Казахской ССР, Михаил Нефе-дов мог наблюдать жизнь космодрома, встречался с обслуживающими его людь-ми, видел космонавтов. Так появился ове-янный романтикой портрет Валерия Бы-ковского ~1965). Раннее солнечное утро в портрете ассоциируется с многообещаю-щим началом космической эры. Залитые
|
|
светом бескрайние степи, бетонная гладь космодрома, яркий оранжевый костюм космонавта все призвано утвердить уве-ренность в успехе предстоящего полета. Добрая улыбка, серьезный, пристальный взгляд внимательных глаз Быковского на-поминают, что освоение космоса — не только торжество разума, но и огромная ответственность причастных к этому делу людей перед страной, перед всем чело-вечеством.
Байконур давал раздолье и для тема-тических картин, Откровением являются композиции "Тревога" (1966) и "Семья офицера" (1970). В них привлекательны не столько изображение военной и косм и чес-кой техники, что само по себе представ-ляет немалый интерес, сколько люди с человеческими страстями и сильными ха-рактерами. Триптих "В космос" ("До встречи, Земля!", 1966;"Пуск", 1967; "По-шла!", 1966) посвящен беспримерному подвигу космонавтов, их мужеству и ге-роизму. А также всем тем, кто обслужи-вал полеты. Триптих раскрывает сложно-сти освоения космического пространства. В поле зрения художника не только пре-одоление земного притяжения, но и психо-логия людей, сплетенная из личных отно-шений и гражданского долга. Все это чув-ствуешь перед полотнами живописца.
Зимой 1967 года семья Нефедовых пе-реехала в Пржевальск Киргизской ССР. За величественными грядами гор находилась сказочная Индия. Местоположение не-большого городка у подножия могучих гор. уходящих снежными вершинами в небо. располагало к философским размышлени-ям. Здесь человек, желает того или нет, остается наедине со Вселенной. Поража-ет широта тематики в творчестве Михаи-ла Нефедова, связанная с общечеловечес-кими этапами всемирной истории. Это требовало философского осмысления ма-териала, неординарного воплощения за-мысла, поиска необходимых композицион-
ных и живописно-пластических средств.
В картине "Homo Sapiens" (1969)художник обратился к детству рода человеческого. В центре оранжево-желтого диска. похожего на восходящее солнце и одновременно на проем пещеры, молодая пара. Юноша и девушка воспринимаются библейскими персонажами Адамом и Евой. познавшими любовь. В то же время они являются и представителями каменного века. Золотистый шар, охваченный сине-голубой спиралью, как бы раскручивается, высвечивает сцену охоты на мамонта. определяет неумолимый бег времени. Невелико еще освоенное человеком пространство, и, кажется. коричнево-синим взвихрениям не будет конца, как самой Вселенной... То далекое время сегодняшним зрителям представляется в романтическом свете.
Картина "Ожидание' (1970) стала первой ласточкой в теме Великой Отечественной войны. Она 'дышит" глубокой человечностью, состраданием ко всем, кто потерял родных и близких. Горьки и бесконечны, как дым осеннего костра, думы одинокой, преждевременно состарившейся женщины. Но горит, разгорается огонек очага, отражается оранжевыми бликами на фигуре героини в ватной фуфайке, на застывшем в тяжелой думе лице. Этот теплый. живой пламень возрождает в душе матери надежду на завершение затянувшейся войны, Холст воскрешает атмосферу военного времени, обжигает сердце накатившейся волной переживаний, пронизывает болью.
Данью уважения к прошлому киргизского народа стала картина "Джеты-Огуз" (1973), в которой воплощена легенда о семи быках. Долго искал пропавших быков старый пастух, устал и присел отдохнуть у целебного источника. И тут совершилось чудо: на его глазах живые рыжие быки превратились в гряды красно-коричневых гор. Это чудо старик воспринима-
ет с достоинством истинного аксакала. Поза пастуха, его облик, характер, одежда все подчеркивает национальное своеобразие. Звучные тона от желто-зеленого внизу до коричнево-красного вверху, белые и черные акценты придают полотну цветовую напряженность. Это способствует переводу бытового сюжета в легендарный. Древнее сказание о семи быках передается из поколения в поколение.
Тема современности
Михаил Нефедов обращался к темам и сюжетам, к которым лежит душа и тянется сердце. В его мастерской есть произведения. не котировавшиеся на престижных выставках страны, не приобретавшиеся художественными музеями. В них выразился крик души, стремление воплотить свой эстетический идеал.
Так появились живописные полотна 'Клеопатра" 11975) и "Источник" 11978), В первом молодая женщина в белой
|
В полотне "Источник" золотисто-бронзовая обнаженная женская фигура под серебристыми струями воды воспринимается идеалом женской красоты. Как Клеопатра, как прародительница Ева, она на-
полнена жизненными соками, пленяет негой и страстью. Тема труда в изобразительном искусстве привлекает художников с древних времен. Много сил отдал ей и Михаил Нефедов. Среди других полотен выделяется картина "Лен" (1979). В стройных, гибких фигурах девчат, в открытых лицах и добрых улыбках читаются застенчивость и непосредственность выражения чувств, общительность и душевная чуткость. Широта характеров девчат перекликается с беспредельными просторами полей, богатством земли, привольем летнего дня. Лирическое по настроению живописное полотно отмечено подлинной поэзией. Оторвавшись на минутку от утомительного, однообразного труда, деревенская молодежь находит возможность радоваться красоте природы, теплу лета, пению жаворонков. Короткая передышка позволяет переброситься шуткой, разогнуть спину и немного расслабиться, чтобы в следующий момент вновь включиться в работу. Картина дышит искренностью и уважением к труженикам села.
С середины семидесятых годов, в связи с празднованием 35- и 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, в искусства популярными стали темы противостояния фашизму, борьбы и Победы. Не избежал этого и Михаил Нефедов. Он написал большое живописное полотно "Возвращение" (1977) и небольшую жанровую картину "Правда" (1982).
С монументальной по форме картиной "Возвращение" были связаны немалые надежды художника на успех. Живописец работал долго и напряженно. Он нашел интересный типаж, выбрал кульминацию в сюжете, хорошо скомпоновал сцену. Мы видим. как у солдата на коленях появился баян, полилась веселая мелодия и на палубе баржи, идущей по большой реке, возник импровизированный концерт. В круг врывается молодая девушка в цветастом ситцевом платьице и всех увлекает стремительным, темпераментным танцем. В полотне продумано композиционное и колористическое решение. Белое платье танцующей девушки и белый платок. развевающийся в ее руке, уравновешены белой рубашкой баяниста. Белый цвет переходит в пену волн за кормой и в ватные клубы облаков, оттеняет и усиливает голубизну майского неба. Белый цвет здесь символизирует торжество мира, добытого ценой невероятных жертв в многолетней борьбе. Зритель обращает внимание на улыбающуюся девушку, слегка прикрывшую глаза, переводит взгляд на баяниста, потом на девушку в военной форме с медалями на г гимнастерке и вновь возвращается к танцовщице. Композиция. сюжет, колорит направлены на осмысление содержания. на его эмоциональное переживание.
Совсем недавно отзвучали залпы салюта Победы. И вот едут домой первые фронтовики. Встреча с ними гражданских лиц вызывает прилив радости, обостряет чувство благодарности за совершенный ими подвиг. Однако так случилось, что дальше местных выставок картина не пошла. На то оказались объективные причины. Во-первых, в Российской Федерации вступало в пору расцвета молодое поколение живописцев, принесших в искусство новую живописную поэтику, камерные размеры и лессировочное письмо. Во-вторых. жанровая по характеру сцена "Возвращения' требовала камерной трактовки. И будь холст поменьше (его размеры 297 х 197 см), вероятно, картина зазвучала бы иначе. Но неудачной картину назвать нельзя. Она многопланова по содержанию. Взгляните, с каким упоением, словно древнегреческая вакханка, пляшет молодая девушка, радуя своим танцем окружающих. А музыкант задумался. На душе у него неспокойно. Сдержанно строга и девушка-фронтовичка. Сколько потерь, какой ценой далась Победа?! А что всех их ждет впереди? Как начать жизнь заново, практически с нуля? Мы знаем, что не просто было фронтовикам вступать в мирную
жизнь. Волнение и раздумья героев передаются зрителю.
Иное решение нашел художник в картине "Правда". Здесь он отказался от крупного формата, и жанровая композиция приобрела интимный характер. Мы видим, как стремительно развертываются события. Жители небольшого городка еще не отошли от последнего боя, от встречи с советскими танкистами, а на середину площади уже влетела полуторка, привезла свежие газеты. Седые старики и пожилые женщины ринулись к грузовику. Одни с нетерпением тянут руки, чтобы получить газету, другие, развернув "Правду", улыбаются. обмениваются своими соображениями. Образы горожан решены психологически разнообразно. Их поведение убеждает, что вести с фронта были так же необходимы, как хлеб насущный, а может быть, и еще нужней. Приобщаясь к голосу "Правды', они стремятся очистить свои души от скверны и мерзости оккупации, Тут мы видим старых рабочих, домохозяек, представителей интеллигенции, а также тех, для кого приход Советской Армии особой радости не сулит. Уходит, боязливо оглядываясь, молодой мужчина, вероятно, служивший фашистам или хваливший их "новый порядок". А у кабины полуторки двое старцев что-то настойчиво выспрашивают у совсем молоденького шофера. Вот уже образовались две группы — у театра и у остановившихся танков.
Встреча с воинами передана трогательно и убедительно. Запоминаются пожилой доброжелательный солдат, военный корреспондент в очках и девушка в красноармейской форме. Они раздают газеты с кузова грузовика. Человеческим достоинством, убежденностью в скорой Победе воины еще отчетливее подчеркивают душевное состояние тех, кто пережил ужас фашистской неволи. Воссозданию атмосферы жизни освобожденного городка способствует тонкая серебристо-голубая цветовая гамма с всплесками зеленоватых, коричневых, черных пятен. Колорит определяет и время войны, и ран-
ний рассвет, и радость освобождения, не-
Образ природы
В живописи художника особую ценность представляют этюды. В них передано состояние природы, они привлекают красотой и звучностью цвета, богатством красок, искренностью и поэзией. Этюды свидетельствуют, что Михаил Нефедов обладает точным глазом, чувствует состояние природы, умеет воспроизвести ее живописными средствами. Законченные, солидные пейзажи появляются когда, как при встрече с исключительным человеком, увиденный мотив останавливает новизной, захватывает ум и сердце. Пейзажам присуща жизненность, динамика, глубина философского осмысления явлений природы. Художник подмечает поэзию в привычных, обыденных мотивах. Так повседнев
ная работа на этюдах в полотне "Академическая дача" (1975) получила романтическую окраску. Фигурки художников с этюдниками, точно сказочные гномы, разместились вокруг запряженной в сани сивой кобылы. Динамичные позы и загадочные жесты на глазах оживают. и живописцы, увязшие в глубоком снегу вместе с этюдниками, начинают вокруг лошади дивный танец. И кажется, что поляна превратилась в гигантскую карусель, набирает ход и ее движение невозможно остановить. Могучие стволы сосен с плотными кронами и занесенный снегом малиновый теремок дачи усиливают динамику кругового движения, привлекают внимание к художникам, очень разными по темпераменту и характеру. Сопоставление неказистых, копошащихся человечков с величавыми соснами невольно приводит к мысли о могуществе природы, которая не всегда бывает такой спокойной и приветливой. Примером тому служит пейзаж "Островок" (1977).
Здесь густые свинцовые волны, медленно раскачиваясь, все втягивают в гигантский водоворот. И островок, с плотно приникшими друг к другу лиственными и хвойными деревьями, и беспечную белую чайку, и небо с лохматыми. растрепанными ветром облаками. Осознаешь. что могучая водная зыбь способна захватить не только островок, но и пологий берег с кустарником и соединиться с безбрежной стихией неба, Качка все усиливается. Вязкие фиолетово-синие волны дышат холодом, а белые барашки предвещают предстоящие морозы. В пейзаже поражает необузданность природных сил. грандиозность и могущество мироздания, Состояние холодной ветреной осени передано убедительно и психологически веско. Картина вызывает сильные ассоциации.
В борьбе человека с природой нередко проявляется и могущество человека, его разум. Вот безграничные пространства Сибири прорезала широкая бетонная трасса. По ней безудержно мчатся многотонные грузовики. Это «Дорога на Самотлор» (1980). В композиции и цветовой гамме "слышится" восторженная песня просторам страны, чистоте и свежести воздуха. Небольшой пейзаж впечатляет эпической мощью сибирской земли, размахом человеческого труда. Закончить разговор о пейзаже хочется на лирической ноте. У художника немало свежих и сочных в цвете пейзажей. В них солнце несет земле тепло и негу, дает жизнь деревьям и кустарникам, цветам и
травам. Негу и благодать испытывают и крестьяне, работающие на сенокосе («Полдень", 1985). В пейзаже уловлено состояние полуденной жары, когда все в природе замирает: не движется воздух, не колышутся травы. Тепло несет людям радость и умиротворение. Но и здесь мы чувствуем безграничную власть природы.
|
